|
25 сентября 2006 года Однажды в Мариотте Темные лошадки гуляют по арт-полю Сегодняшний арт-рынок включает в себя гораздо больше детектива, чем искусствоведения. Именно азарт исследования и вел меня на пресс-конференцию в отеле «Мариотт-Тверской», созванную по поводу будущего фестиваля искусств «Традиции и современность» в Манеже в будущем январе.
Во-первых, я никогда не был в «Мариотте-Тверском». В связи с чем мы с Галей вышли на «Пушкинской» и через пять минут оказались в «Гранд-Мариотте», а это совсем не то. Еще минут двадцать тащились по жаре почти до самого Белорусского вокзала, где встретили Володю Брайнина, который с утра фотографировал угол Скаковой и Ленинградского проспекта на предмет писания будущих картин.
Во-вторых, интриговало, что этот «фонд поддержки культуры и развития современного искусства», который возглавляет некая Вера Киселева, собирается, как было сказано, провести с 24 по 27 января 2007 года в Манеже первый московский международный фестиваль искусств «Традиции и современность». Причем, собираются туда приехать полсотни галерей из десятков стран, вроде США, Франции, Египта, Бразилии, Финляндии, Канады, Аргентины, Италии, Японии и других, а также включая галерею Александра Максовича Шилова, участие которого было объявлено и на пресс-конференции, но он не пришел. А в ноябре некое жюри, которое то ли возглавляет Таир Салахов, на пресс-конференции присутствовавший, то ли он просто рядом стоит, - начнет отбирать работы. Хотя, с другой стороны, чего их отбирать, если на сайте, как было сказано, уже есть план расположения галерей в этом самом Манеже, - чего сами захотят, то и выставят.
Но это не все. 14 октября в отеле «Арарат Парк Хаятт» на Неглинной «клуб развития современного искусства Киселев» проведет аукцион «советской живописи». Судя по каталогу, это такая кондовая соцреалистическая живопись – пейзажи, натюрморты, - художников, писавших работы типа «Партизанский десант» и «Политчас на корабле». Как раз последние, как и произведения студии Грекова, имели бы сейчас большой коммерческий успех, но репродукции в каталоге все больше, повторяю, кондовых пейзажей да натюрмортов, причем, по несусветной, кажется, для них цене – от 2-3 до 10-12 тысяч долларов. Причем, предаукционная выставка пройдет не где-нибудь, а в бывшем Музее революции на Тверской, ныне Музей современной истории России, и будет продолжаться аж десять дней – с 3 по 12 октября.
Чудеса, но и это не конец веревочки, которая вьется и приводит нас в частную «Арт-галерею Киселев», существующую с начала 2004 года на таком неплохом месте, как Тверская, 9. И за это время она успела пропустить через себя аж более четырехсот художников, собрав в своих запасниках две тысячи полотен! Легко представить, сколько места надо только для их хранения. Причем, имена этих художников лично мне ничего не говорят. Конечно, на первое место ставятся некие работы Петра Кончаловского, Сергея Герасимова, Василия Нечитайло (автора бессмертных полотен «Первая борозда», «Любочка-почтальон» и «Ходоки у Ленина») и его сыновей Дмитрия и Сергея Нечитайло, но за ними выстроился длинный список совсем уж безвестных имен ныне живущих художников то ли с Арбата, то ли с Измайловской, и старых мастеров, участников войны. А галерея «Киселев» еще и выпускает то ли каталог, то ли журнал «Art-house» вполне приличного качества.
На пресс-конференции, кроме пришедшего Таира Салахова и непришедшего Александра Шилова, был еще обещан внук писателя Соколова-Микитова, он же нынешний министр культуры. Александр Сергеевич пришел, сказав, что такое искусство нам и нужно. Что к ним в министерство приходит много подобных предложений со стороны реалистических художников, но важно, когда у самого фонда есть деньги все это организовывать, а Минкульт и рад все это поддержать.
Надо сказать, что ни одного знакомого лица на пресс-конференции не было, ни один коллега из общепринятых изданий не явился. Зато было много иностранцев из посольств и культурных центров. Один из них и спросил с сильным акцентом, что будет ведь проходить биеннале современного искусства, зачем же еще этот фестиваль? На что министр Соколов ответил, что должен быть представлен весь спектр современного искусства, - и эксперимент на биеннале, и академические основы на этом фестивале искусства, который, есть надежда, станет регулярным и ежегодным.
В общем, чем дальше говорили, произнося какие-то имена и позиции, тем все становилось еще загадочнее. Сама Вера Киселева оказалась бывшей спортсменкой, чемпионкой мира по прыжкам в воду. Потом долго работала в цирке, как гимнастка, у Олега Попова, у Эмиля и Игоря Кио. В интернете прочитал, что муж у нее тоже гимнаст, что в 90-е годы они занялись бизнесом. Что путь в искусство лежал через рыбную корпорацию и автосервис. Что у галереи «Киселев» большие связи с иностранными покупателями. Что сын тоже спортсмен, и круг знакомств у него тоже широкий.
Из уст Веры Киселевой прозвучало имя «большого мецената» Марка Георгиевича Лейвикова, который, к слову, глава Златоустовского металлургического комбината, одновременно контролирующий большую финансово-промышленную группу на южном Урале, он же вице-президент российского союза промышленников и предпринимателей, он же тамошний олигарх. Также прозвучало имя каким-то образом связанного с ним пианиста Сергея Маркарова, от которого, конечно, до музыковеда А. С. Соколова недалеко. То есть, как предполагал в свое время Михаил Жванецкий, искать надо в консерватории. А в «Челябинском рабочем» прочитал, как Марк Лейвиков рассказывает о знакомстве с Владимиром Каламановым, который несколько лет назад защищал права человека в Чечне, а потом был назначен послом РФ при ЮНЕСКО. Потом Лейвиков же познакомил Каламанова со скульптором Виктором Митрошиным, который сделал статуэтку «Вера» для победителей будущего фестиваля в Манеже. (Ох, помню, видел я этого Митрошина с его работами, да, челябинский скульптор с заходом в культурный центр РФ во Франции). Но на сегодня информации более чем достаточно. Будем держать ее в уме, тем более что продолжение наверняка последует.
|
|