Зять Шёнберга

Двенадцатое новое письмо к другу

Арфа и пюпитр

Привет. В Москве снегопад. Сквозь пургу, из которой вдруг выезжает автобус, я пробрался на Зоологическую улицу в самом конце которой под стеной зоопарка расположилось здание ГЦСИ – Государственного центра современного искусства. До революции здесь был Дом Поленова. После революции – завод осветительной аппаратуры. После контрреволюции – ГЦСИ. Что будет дальше, спрашиваешь ты? Дальше будет еще одно, новое здание ГЦСИ, которое, как я увидел сквозь бурю и снег, весьма активно строится, но как станут называться те, новые времена, одному искусству и известно.

Портрет Юрия Любимова

Сегодня же в прежнем еще здании состоялся вечер, посвященный 80-летию итальянского композитора Луиджи Ноно (1924-1990). Ты, небось, и не знаешь, кто это такой. Не знал и я до десяти часов утра нынешнего дня, когда услышал по «Эху Москвы» о готовящемся действе. А поскольку глава «Издательского дома Максима Светланова» одноименный Максим Светланов, замечательный художник вообще и художник книги, в частности, предложил мне недавно подумать о выпуске пилотного номера журнала «Арбуз», посвященного как раз современному искусству у нас и на Западе, то у меня, понятное дело, ушки оказались на макушке. Тем более что обещали выступление Юрия Петровича Любимова об этом самом Луиджи Ноно.

Паша ФИлипповский пишет Ноно 80, Бажанов смотрит

Вот, думаю, запишу Юрия Петровича на диктофон, да и тисну в этом самом «арбузном пилоте». И вперед - через снегопад к звездам.

Каталин Любимова и Бажанов со спины

Так и случилось. Луиджи Ноно, как и следовало ожидать, оказался отличным парнем. Во-первых, он был другом Леонида Бажанова, директора ГЦСИ. Кроме прочего, написал в свое время бажановский портрет – солью, перцем и кетчупом, в связи с чем его трудно экспонировать. Во-вторых, родился, жил и умер в Венеции, а уж про смерть в Венеции мы знаем. В третьих, был маоистом, любил Че Гевару, написал оперу про Маркса и других хороших людей, считался главным по культуре у Берлингуэра, который был главным в итальянской компартии. В-четвертых, пригласил Юрия Любимова через длинную цепочку хороших людей, вроде того же Берлингуэра, Брежнева, Демичева, дирижера Аббадо и театр «Ла Скала» ставить эту свою оперу про Маркса, называющуюся «Под жарким солнцем любви» (по-итальянски звучит еще красивей), - в этом самом «Ла Скала». В-пятых, был женат на дочери знаменитого Арнольда Шёнберга, придумавшего атональную музыку, и сам был его продолжателем и учеником. В-шестых, его дочка Сирена и, стало быть, внучка Шёнберга – хороший живописец («яркий представитель, как сказал Леня Бажанов, неактуального аутсайдерского искусства», то есть наш человек), и несколько лет назад была ее выставка в Музее архитектуры.

Портрет Луиджи Ноно на экране

В-седьмых, в-восьмых, в-девятых, - всё по делу. Например, обещал Бажанову написать к открытию ГЦСИ в августе 1990 года (тогда он был на Якиманке) музыку, исполнять которую надо было бы на рояле, подвешенном на уровне второго этажа. Но умер в мае того же года, и вознесся гораздо выше всяких этажей и роялей.

Галя и Каталин Любимова

Юрий Петрович Любимов, который пробрался на машине вместе с женой Каталин сквозь метель, вьюгу, снегопад и снежные заносы, очень смешно и красиво все рассказал и артистически показал – и друга Джинджи, и Брежнева, и Демичева, говорящего так тихо, что надо было очень внимательно вслушиваться, но зато «Это нам не надо» произносящего громко и твердо, когда ты уже стоял в дверях, из которых тебе потому оставалась одна только дорога – вон.

Юрий Петрович Любимов в профиль

И отлично исполнили дуэт для двух скрипок этого самого Ноно солистки ансамбля «Студия новой музыки» Мария Ходина и Жанна Некрич. Кроме самой игры им надо было еще ходить между восемью пультами – играя и так просто, - вычерчивая траекторию средневековой розетки с фасада собора. Потому что сама эта вещь Ноно, написанная перед самой смертью, называлась в переводе с итальянского – «Надо идти». И хоть получалось, что пути нет, - идти все равно надо.

И вообще много говорится о технологических сложностях исполнения музыки Луиджи Ноно, в связи с чем эта музыка в России и не исполняется: якобы там какая-то неординарная постановка рук у музыкантов должна быть. Но, как сказал композитор Владимир Мартынов, которого процитировал режиссер Юрий Любимов: «если понять, то можно и сыграть».

Партитура Ноно в рамке на стене

А потом еще было чудесное сочинение композитора Ираиды Юсуповой «Воспоминание о прерванной песне», посвященное памяти Луиджи Ноно. То есть на арфе играла Татьяна Вымятнина, на самых разных духовых Светлана Шевелева (не родственница, в первый раз видел, хоть Коля Филипповский и сказал, что мы похожи, но это потому, что в темноте все кошки серы), одновременно на синтезаторе звучал женский хор, на стене показывали фильм о композиторе Ноне, о жизни, о войне, о музыке, обо всем, на шахматных квадратах на полу были разложены музыкальные инструменты, которые брали музыканты, и вообще было очень приятное и глубокое впечатление от всего происходящего.

Между прочим, кантата «Прерванная песнь» Луиджи Ноно, написанная в 1956 году, была построена на текстах из предсмертных писем узников концлагерей, а воплощена с помощью изощренного тотального сериализма (как написано в пресс-релизе).

Таня, Паша и Коля Филипповские

Сама же композитор Ираида Юсупова рассказала, что когда училась в консерватории у Николая Николаевича Сидельникова, то и Ноно, и Штокхаузен, и иже с ними были попросту запрещены в СССР, и то, что Сидельников знакомил своих учеников с их творчеством, придавало тому особую ценность и трогательность, которую, это я уже говорю, она замечательно передала.

Так что, надеюсь, прочтем о Ноне в этом самом будущем «Арбузе», и вообще все будет хорошо, а когда мы с Галей возвращались назад к метро «Баррикадная», снегопад уже кончился, и было даже немного этого жаль, потому что очень уж хорошо выглядел он в лучах подсветки домов.

Юрий Любимов сидит перед микрофоном

Вслед за чем кланяюсь. Твой Игорь Шевелев

назад   вперед