9 февраля 2008 года

Честь пуще неволи

Леонид Парфенов такого, пожалуй, и не видел

Такое впечатление, что жизнь застыла. И по швам, вроде, еще не разлезается. Но это будет позже, а уже сейчас ее трудно соединить. Надо прилагать специальные усилия, кажущиеся слегка сизифовыми.

Елена Образцова и Михаил Швыдкой

На сцене музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, что на Пушкинской улице, а ныне Большой Дмитровке, давали «Сельскую честь» Пьетро Масканьи в постановке санкт-петербургского Михайловского театра.

 Кехман Владимир на фоне бананов

Тут сразу несколько сюжетов. Во-первых, так необычно рано начался очередной, восьмой по счету сезон «Черешневого леса». Недаром в этом году он называется – «Пробуждение предчувствия», оно же «Предчувствие пробуждения». Обычно дело заваривается к апрелю-маю, когда черешню можно высаживать. А тут – начало февраля, и вот, пожалуйста.

 На пресс-конференции Елена Образцова, Марина Бьянки, Даниэле Рустиони

Во-вторых, фестиваль начинается с визита из Питера Михайловского театра, который вдруг был обнаружен на площади Искусств под названием Малого оперного им. Мусоргского. И его в неожиданный порядок привел новый директор театра, в прошлом «фруктовый король» Владимир Кехман, позвавший себе на помощь в виде художественного руководителя Елену Образцову.

Цветы после спектакля

Как сказал Кехман, за четыре месяца пришлось вывезти из помещения 400 тонн мусора и сопутствующих предметов. Поскольку перед тем Кехман привел в порядок Шереметевский дворец, то опыт у него уже был. Театр отремонтировали, превратили в конфетку, в сказочную музыкальную шкатулку. Осталось наполнить содержанием. И Елена Образцова, как она сказала, прежде чем выгонять людей на улицу, заменив их молодыми и талантливыми, прослушала пение каждого, заодно настаивая и уча, что петь надо не ноты, а музыку.

Рустиони Даниэле - к нашим услугам

Предыстория Михайловского театра темна. Ему насчитывают в этом году 175 лет. Но на площади Искусств он расположился ровно 90 лет назад, в первую годовщину февральской революции. Назывался по-разному, но внимания к себе не привлекал. А до революции был известен тем, что приглашал на свою сцену разные итальянские труппы. Чем, по словам той же Елены Образцовой, собирается заняться и ныне.

Павел Каплевич и Александр Сокуров

Для начала решили возобновить «Сельскую честь» Масканьи в постановке 1996 года легендарной Лилианы Кавани. Постановку в Питере осуществила Марина Бьянки. Дирижировать оркестром пригласили молодого итальянца Даниэле Рустиони, которого Елена Образцова назвала на пресс-конференции в ГУМе «моим Керубино» и которого хочет пригласить в Михайловский театр главным по дирижерской части. Костюмы и декорации сделали по итальянским эскизам, но «с русским шармом», и, как говорят, лучше, чем в оригинале.

Куснирович Михаил и бананы

В итоге, получилась «настоящая итальянская опера в одном действии». Глава Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович, который и проводит фестиваль «Черешневый лес» и пригласил ныне в Москву Михайловский театр на столичную презентацию, не советовал «приходит ко второму акту», поскольку через час пятнадцать все должно быть кончено и плавно перетечь в торжественный прием в атриуме того же Станиславского и Немировича-Данченко.

Илзе Лиепа и Сати Спивакова

Обычно «Сельскую честь» дают на пару с «Паяцами» Леонкавалло. Но в данном случае это посчитали дискриминацией Масканьи. Да и публике одно действие нынче проще выдержать. Во всяком случае, премьера, которая прошла в Питере 25 января, то есть две недели назад, показала, что и одна «Сельская честь» - хорошо.

Безродная Светлана с сиренью

Постановка, как заметила сама Марина Бьянки, близка к неореализму фильмов Лилианы Кавали. Все действие происходит на сицилийской площади, весьма реалистически выстроенной на сцене.

Ингеборге Дапкунайте говорит по мобильному

Дирижер говорил о двух составляющих музыки – духовно-религиозной, поскольку дело происходит на Пасху и одно из двух зданий – церковь. И - любовно-страстной, потому что муж, заподозрив жену в измене, где-то в кулисах режет своего соперника насмерть. А, поскольку он еще убитому и кум, все совсем ужасно. Тут столько экспрессии, что два вулкана в один вечер никто не выдержит, как сказал дирижер. Всю свою молодую страсть он постарался вложить в один этот акт.

 Илья Клебанов и Катя Куснирович

Елена Образцова, которая в «Сельской чести» не раз сама пела и даже снялась в одноименном фильме Франко Дзефирелли, объясняла певцам, где дышать, где пьяно и форте, - в общем, к приезду дирижера все уже отчасти было готово.

 Светлана Безродная со своим оркестром

Достаточно сказать, что одну из арий главная героиня исполняет, довольно долго стоя на коленях. Разве что пришлось сдерживать экспрессию оркестра и лично дирижера Рустиони, говоря, что от чересчур быстрого темпа певцы могут и задохнуться. Кроме пения, надо ведь еще и дышать. Дирижер согласился.

Кехман примеривается к подарочному торту от Куснировича

В общем, любовная история почище телевизионных ток-шоу с Лолитой, тем более что главную изменщицу именно так и зовут.

Сюткин Безродная, Игорь, Галя

Театр был полон. Швыдкой выступил перед началом со сцены. В зале – Илья Клебанов, Сергей Лавров, деятели, как говорится, культуры и искусства. Потом Андрис Лиепа расскажет мне (почему-то на английском языке), что в мае его «Русские сезоны» пройдут, по приглашению Кехмана, в Михайловском театре во время какого-то очередного саммита, а в следующем году, вероятно, пройдут гастроли в Париже на Шанзелизе.

Эдит Куснирович с подарком для Кехмана

Но это уже все было после, когда дело продолжилось в атриуме. Играл оркестр Светланы Безродной. И сам по себе, и в паре с Игорем Бутманом – играли Вивальди. Сегодня оркестр Безродной идет нарасхват. Концерты – и 14 февраля на день всех влюбленных, и на 8 марта. И в консерватории билеты раскупают еще до объявления программы, она сама удивляется.

Куснирович кормит Кехмана бананом

Заодно чествовали того же Кехмана, которому в этот день исполнилось, кажется, сорок лет. Причем, как «банановый король» он позировал на фоне банановых гор, окаймлявших сцену. Его пример – другим наука. Искусство сегодня – двигатель прогресса и путь к славе и известности.

Михаил Швыдкой и Куснирович

 

Валерий Сюткин взял микрофон в свои руки

 

 Михаил Куснирович, Образцова, Швыдкой, Кехман