12 декабря 2007 года

Полет с Анальгином

В семье Приставкиных теперь два писателя

В любимом зале «Библиотека» на самом верху «Балчуга» с отличным видом на Кремль состоялась презентация книги Марины Приставкиной «Ведьмочка и Анальгин». Книга вышла только что в ученом издательстве «РОССПЭН», которое обычно издает энциклопедии, и даже помечена будущим 2008 годом. Но история ее начинается года за три до того.

Юлий Гусман в очереди за автографом автора

Тогда появился весьма печальный по своей злобе и пасквильности труд, подписанный А. Мальгиным, бывшим литературным критиком, журналистом и редактором журнала «Столица», запомнившимся многим уже в перекупленном Владимиром Яковлевым и ИД «Коммерсант» виде. Книга называлась «Советник президента» и совершенно очевидным образом была направлена на знаменитого писателя Анатолия Приставкина, некогда возглавлявшего комиссию по помилованию при президенте Ельцине.

 Марина Приставкина подписывает книгу

Но и тут надо отступить еще на несколько лет назад, ко временам, когда Андрей Мальгин получил право на заселение писателями некоего дома на Ленинградском проспекте. Имена все заслуженные, знаменитые, демократические. А при этом какие-то помещения этого дома якобы сдавались другим лицам и организациям, за них якобы получались какие-то деньги, которые якобы Мальгин распределял понемногу среди особо доверенных писательских лиц, а себе в карман якобы клал остальные и немалые остатки.

В зале Стас Намин с сыном, чета Пьецухов

В общем, история и сама по себе темная, а когда часть писателей-жильцов возмутилась и пожелала увидеть полный финансовый отчет, то якобы г-н Мальгин сказал нечто вроде того, что «урою», а в результате появился сей пасквиль, за разрешением на который, как недавно поведал в своем ЖЖ сам А. Мальгин он ходил не много, не мало, как к г-ну Д. Медведеву.

Писатель Пьецух и режиссер Райхельгауз

То есть, чем дальше, тем все неприятнее и неопрятнее история. Еще говорили, что только подпись на книге принадлежит Мальгину, а писал книгу коллектив авторов, и даже называли по именам, кто именно, причем, именно из жильцов этого нехорошего дома. История тем более неприятная и нечистоплотная, что некогда дружные творческие компании начали распадаться по признаку того, кто на чьей стороне в данном конфликте находился. Хотя, какой конфликт? Вот она книга, говорящая сама за себя. И за тех, кто ее сделал. Народ у нас самый нечитающий в мире. И правильно, надо сказать, делает. Иное прочтешь, и лучше бы вовсе грамоте не учился.

Михаил Федотов и Виктор Лошак

И вот, - возвращаясь к презентации в «Балчуге», - следуя булгаковской максиме о москвичах, которых испортил квартирный вопрос, Марина Приставкина решила ответить симметричным ударом А. Мальгину и представила публике «первый в сегодняшней литературе опыт сатирического описания скандальной изнанки современной культуры», - как сказано в аннотации к книге. То есть выступила в роли булгаковской Маргариты, мстящей критику Латунскому.

Авторы бестселлеров - Марина Приставкина и Дарья Донцова

В книге «Ведьмочка и Анальгин» весьма подробно описана обыденная и «творческая» жизнь главного героя по имени А. Нальгин, а также соседей по «нехорошему» дому – телеведущего Сявкина, беллетриста Попкова, эссеиста Бытова. Охват нынешних литературных кругов широк, и называть имена – только портить навсегда отношения с людьми, чьи фамилии, должности и вид деятельности случайно похожи на приведенные в книге.

Адвокат Добровинский дает консультации прямо на ходу

Хотел просто открыть случайную страницу и процитировать первое, что в глаза бросилось. Но тут такое бросилось, что куда там... Поэтому лучше – о презентации в «Балчуге», на которой сошлись Юлий Гусман и Стас Намин, Григорий Остер и Вячеслав Костиков, Михаил Федотов и адвокат Добровинский, режиссер Райхельгауз и Виктор Лошак, телеведущий Владислав Флярковский и писательница Дарья Донцова, некогда возившая – еще в «дописательский» период - коляску с ребенком рядом с коляской Приставкиных.

Адвокат Лев Симкин - кажется, и лицо похожее на него промелькнуло в этой энциклопедии русской жизни

Ведущий вечера предположил, что страсть к писательству была передана Марине Юрьевне Приставкиной половым путем от ее более знаменитого мужа. Сразу видно, что не читал книгу и не знал, из какого сора родился этот «симметричный литературный ответ» на соответствующее оскорбительное сочинение.

Приставкин и светский фотограф Юра Феклистов

Надо сказать, что автор «Советника президента» явно в свое время ждал скандала, обвинений со стороны прототипа, обращений в суд, то есть всего того, что только привлекло бы внимание к самому пасквилю. Но дождался иного. Скользкий путь вниз не имеет дна. За короткий срок подросли еще более отмороженные шакалы, и уже их жертвой он пал.

Книжному обозревателю радио Маяк Александру Вознесенскому уже смешно

А тут еще книга «Ведьмочка и Анальгин» подоспела с весьма живой обложкой художника Петра Ефремова. И шо будем делать? В суд подавать, чтобы себя на еще большое осмеяние выставить?

Марина Приставкина, Иосиф Райхельгауз, глава РОССПЭНа Андрей Сорокин с дитем

В общем, не надо, господа, никогда никому копать яму. А то и так жить стало скучно на этом свете, господа, дальше некуда.

Виктор Лошак и галерист Ирина Пьецух-Ефимович