28 октября 2007 года

Рок-ФМДостоевский

Артемьев и Кончаловский

В каминном зале ЦДЛ прошла презентация двойного CD-rom’а свежей рок-оперы Эдуарда Артемьева по роману Достоевского «Преступление и наказание».

Александр Вайнштейн и Тартаковский

Старушки нынче в моде. На днях по телевизору покажут 8-серийный телефильм по этому роману. Теперь вот рок-опера.

Сидорцова Наталья пела Соню Мармеладову

Конечно, у музыки был изрядный гандикап. Идею родил Андрей Кончаловский еще в 70-е годы. Когда появилась рок-опера «Иисус Христос суперзвезда», он начал думать о русском аналоге. И первый, кто пришел ему в голову – ФМДостоевский: всегда в рок-истерике.

Тим Райс и Журбин

А тут еще в БДТ вышел «Холстомер» Марка Розовского и Юрия Ряшенцева. Он подвиг их на писание «либретто на троих» с самим собой. Ну, и долбал все это время Эдуарда Артемьева на написание музыки. Здесь долбал. Уехал в Америку – из Америки долбал.

Галя в очках по плечи

Задолбал настолько, что Артемьев написал три варианта. За тридцать-то лет музыка в корне переменилась. Он отказался от «авангардного» варианта, от традиционного, от любого, а начал «писать по ситуации».

Владимир Тартаковский и Святослав Бэлза

То, что дело пойдет, Кончаловскому стало ясно в самом начале, когда Артемьев написал романс шарманщика, в образе которого сошлись сам Достоевский, черт, оборотень, а все вместе – оказались видением Раскольникова. То есть пошлый романс, серьезная симфония, рок-музыка.

Эдуард Артемьев с женой и детьми

Сначала Артемьев пытался все свести к какому-то одному ключу. А потом решил, - гармошка, так гармошка. Симфония, так симфония. Вальс, романс, тяжелый рок, частушка – все, что угодно. В 1998 года отказался от всех других работ, сел за стол, и в 2000 году закончил полностью.

Министр Соколов, Артемьев, Ряшенцев

Вся рок-опера длится более трех часов. В каминном зале показали отдельные части, примерно полтора часа. В зале сидели, кроме авторов, - Тим Райс, автор либретто к рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» (они сейчас с Артемьевым делают для Кончаловского и постановки в Голливуде «Щелкунчика» по Чайковскому, - с песнями, стихами, тоже рок-опера), министр культуры Соколов, журналист Познер, директор оперетты Тартаковский и много других хороших людей.

Кончаловский Андрон по плечи

А главное это было найти продюсера, которым стал Александр Вайнштейн, сказавший, что не записать музыку Артемьева было бы и преступлением, и наказанием одновременно.

Дмитрий Маракулин исполнил роль господина С., то есть Свидригайлова

Исполняют молодые певцы, - от звезд пока отказались, - а также хор Виктора Попова, симфонический и народные оркестры, цыгане, рок-музыканты, ансамбль ударных Пекарского, да кого только не было, множество народу.

Мминистр Соколов доволен - Артемьев это наше искусство

Двойной CD-rom останется уж точно. А в планах Андрона Кончаловского поставить и саму рок-оперу в декабре 2009 года. Хотя, судя по виду Владимира Тартаковского, он особо не верит в коммерческий успех предприятия.

Для народа уже и сейчас музыка слишком серьезна, а за два-то года они еще поглупеют. Шутка ли сидеть больше трех часов, подвергая себя трагическому мироощущению. Ведь, если честно, получилась не совсем рок-опера. Но и не обычная опера. Все вместе.

А дело кончается наводнением и полным потопом, - Санкт-Петербург скрывается под водой. И вот тут-то Родион Романович и делает признание: «Да, я убил. Топором. И ограбил». Жуть-то какая, если вслушаться.