22 июня 2007 года

Под землей

У Игоря под землей большие глаза

Конечно, я никогда бы не пошел на презентацию книги Дмитрия Глуховского «Метро 2033», если бы ее не проводили в недавно частично рассекреченном подземном убежище в двух шагах от метро «Таганская». Тем более что накануне просмотрел текст книги в интернете и обнаружил отсутствие, мягко говоря, каких-либо художественных достоинств. Выписывал по ходу чтения приходящие в голову мысли, самая мягкая из которых была та, что книга является глубоко вторичным повторением глубоко вторичных образцов.

У входа поигрывали автоматом

Но вот, придя на работу, обнаруживаю рюкзачок с бинтами, фонариком, приглашением и книгой со схемой метро на задней стороне обложки. Прихожу с Галей минут за двадцать до назначенных семи часов, и курьер, спускающий нас на лифте на глубину 60 метров, рассказывает, что там шесть метров бетона сверху, шесть метров бетона по бокам, да еще свалены мешку с цементом, что-то будут укреплять.

Бетонно-металлические туннели на глубине 60 метров

Убежище было сделано в 1956 году еще по старому распоряжению Сталина для подготовки к будущей атомной войне. Здесь был военный узел связи, отсюда давали сигнал об отбое «Карибского кризиса», когда убрали ракеты, нацеленный на США, с Кубы. Общая длина коридоров и туннелей то ли 8, то ли 9 километров. Сейчас рассекретили только три тоннеля из неизвестно скольких. Все это по-прежнему принадлежит Минобороне, но оно решило зарабатывать, водя экскурсии по 500 или 1000 рублей с человека. Работы еще ведутся. А раскручивающий книгу Глуховского «Метро 2033» Константин Рыков снял это подземное убежище для своей презентации.

Все под контролем неизвестно кого

И вот всюду грохочет музыка. Накрыты столы. Нам подают отличные куриные шашлычки, которые мы запиваем водкой с томатным соком. Автор, надписывая книгу, спрашивает, понравилась ли она, и в ответ на мое неопределенное мычание просит написать, если не хорошо, то хотя бы нейтрально. И что теперь будешь делать?!

Нет выхода, а Гале все равно

Тем более что книга раскручивается под соусом нацеленных на Россию американских ядерных ракет и программы ПРО. Под это, небось, и деньги были выделены. Мы-то пришли чуть пораньше, а дальше народу набилось много. Очень темно. Музыка грохочет. Мелькают какие-то лица из ЖЖ, вроде Эназе Кашина, Шоладеми, Гоблина Гага, которые явно чувствуют себя в реале хуже, чем в виртуале, если судить по слегка растерянном виду, с которым они искали в темноте непонятно что.

Глуховский Дмитрий по пояс

Впрочем, когда народу стало побольше, мы решили уходить, - было все-таки прохладно под землей, не плюс пять, как было обещано в приглашении, а плюс шестнадцать, но все равно достаточно зябко. И один всего лифт, который поднимал на поверхность всего 5 человек, а вместе с нами там набралось человек восемь, и весьма корпулентный Игорь Свинаренко очень этому факту был не рад, - пока лифт с натугой поднимался, еще молчал, но наверху дал себе волю в оценке всего случившегося.

Галя и последние секреты от Глуховского

Уходя с работы, выписал цитату из статьи Михаила Ямпольского в последнем НЛО о «местах памяти», из которых складывается наше понимание прошлого: «Уже в 1990-е годы местом памяти стало метро, которым большинство москвичей пользовалось ежедневно совершенно не в ностальгическом режиме. Метро стало местом, в котором объявились призраки советского прошлого». В романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» это место антиутопии. Тут бегают крысы, националисты ведут войну с интернационалистами и разными этническими группами, тут бандиты и зачумленные, маги и простые бойцы непонятно с чем непонятно за что. Еще это место пиар-акций по раскрутке этого самого романа. Главное, не только выпустить 100-тысячный тираж, но и распространить его по интернету, засадить невиданную акцию в потайных туннелях под Москвой – этакий трэшевый гламур в духе нынешнего времени.

Кто-то полез под крыши туннеля

Во всяком случае, выбравшись на улицу, идя к метро, почувствовали, какой, однако, хороший нынче московский вечерок.

Тут все под контролем

Портрет Дмитрия Глуховского