16 мая 2007 года

Солженицынцы

Солженицына Наталья Дмитриевна дает интервью

В «Доме Русского зарубежья» на Таганке в десятый раз вручали премию Солженицына. Сам писатель был на вручении только первые четыре года, сейчас он из дома не выходит, - или лежит, или сидит за рабочим столом.

Наталья Солженицына и Зализняк с букетом

Наталья Дмитриевна сказала, что премия была «замечтана» в 1974 году при вручении Нобелевки, «записана» в виде мечты в 1978 года в «Бодании теленка с дубом», а реализована ровно через двадцать лет. Между прочим, сегодня ровно 40 лет со дня знаменитого солженицынского «Письма к съезду», после которого началась уже его открытая борьба с режимом.

Успенский Владимир Андреевич улыбаясь

На сей раз лауреатами стали филологи, - Сергей Бочаров, который, кстати, год назад, получив Новую Пушкинскую премию, вошел в «лауреатский пул». И знаменитый по своей гениальности лингвист Андрей Анатольевич Зализняк, который «расшифровал» грамматику русского языка, в последние годы – новгородские берестяные грамоты, а несколько лет назад доказал с помощью лингвистики, что «Слово о полку Игореве» было написано все же в XII веке. Подделать это в XYIII веке мог только гений, глядящий на два века вперед, по меньшей мере.

Сергей Бочаров и Георгий Гачев

Говорили речи, лично я проснулся только во время блестящего, как обычно, спича Владимира Андреевича Успенского в честь Андрея Зализняка, а потом и во время выступления самого Зализняка.

Александр Архангельский и Сигурд Шмидт

Дух витал над притихшим залом. Если в двух словах, то он испытывал неловкость, поскольку со школы знал, что премии и регалии получают только не очень хорошие, пронырливые люди. И наше время не исключение. И уж тем более он не патриот со своим доказательством древности «Слова». Если бы он доказал, что «Слово» написано в XYIII веке, он бы не расстроился, так же, как не обрадовался, что оно принадлежит веку XII. Проблема была в том, что текст может сам по себе доказать свою неподдельность.

Юрский и Седакова в разговоре на фоне Москвы

Потом все смешались, начав выпивать, закусывать и общаться. Пришел Сергей Юрский, немного расстроенный, что сорвалась съемка для телевидения фильма по Ионеско, два актера из пяти оказались заняты. С Зализняком он был знаком давным-давно еще через Симона Маркиша.

Павел Басинский и Майя Кучерская

Паша Басинский, входящий в солженицынский комитет, и Майя Кучерская сказали, что им очень не хватало меня в Женеве на книжной ярмарке. На что я рассказал, что принципиально не возобновляю загранпаспорт, считая, что мы вообще не должны пугать собой остальной мир. Тем их озадачив. «А как же Турция?» - спросил Паша. – «И Турцию тоже», - ответил я.

Ахломов Виктор открыв рот от радости

Виктор Ахломов показывал в небольшой комнате на том же четвертом этаже фотовыставку десяти награждений солженицынской премией. В следующем году, думает он, можно и альбом выпустить к новому награждению, - каких только людей нет.

Каталин Любимова, Виктор Ахломов в разговоре

Георгий Гачев рассказал, что у него вышла книга «Англия» в серии о мировых культурах, однако всего лишь тиражом в 500 экземпляров, и издатель все время «плачет», что не продаст и разорится. А завтра он же выступать будет в «Билингве». Гачев с Бочаров еще в начале 60-х годов «обнаружили» в Саранске Михаила Бахтина, между прочим. Известна их переписка с ним тех лет, они ездили к нему туда. Так началось возвращение Бахтина.

Андрей Зализняк смеясь с дамами

Была Каталин Любимова, передававшая привет Гале. Они разминулись, Галя пришла чуть позже. Было жарко, и никуда больше ехать не хотелось, ни на Арт-Москву, где ждала Юля, ни на презентацию нового журнала «Про книги» в Агентстве по печати. Вернулись домой и не раскаялись в этом.