20 февраля 2007 года

Фонд Екатерина

Семенихин Александр интервью под диктофон

В жизни столько чудесного, что достаточно обойтись одной информацией. В самом центре Москвы, на углу Кузнецкого моста и Лубянки открылась новая выставочная площадка. Сегодня становится модным предоставлять лучшие помещения для демонстрации произведений искусства. Фонд культуры «Екатерина» был известен поддержкой ряда громких культурных проектов, как, например, выставок в Третьяковской галерее художников «Бубнового валета», «Эпоха поп-арта в России» или экспозиции работ Эрика Булатова к 150-летию главной российской галереи.

Кулик с мобильным у картины Оксаны Мась в профиль

Тем временем оказалось, что основатели фонда Екатерина и Владимир Семенихины сами собирают коллекцию произведений искусства, в ней более полусотни работ русского искусства разных периодов, а пару лет назад они принялись за современных западных художников. Теперь часть их художественного собрания стала доступна публике на выставке «Движение. Эволюция. Искусство», которая открылась в их собственном выставочном зале на углу Кузнецкого моста и Большой Лубянки, и входит в специальную программу Второй биеннале современного искусства, которая набирает ход. Что-то подобное происходит на Арт-Базеле, когда демонстрация частных коллекций становится частью общего действа.

Галя и теннисистка Кулика

Главное, конечно, когда впервые видишь подобную коллекцию поражает подбор имен и качество собранных работ. Ладно, панно Александра Самохвалова «Советская физкультура» к Международной выставке 1937 года в Париже, ладно висящая над входом на второй этаж фигура космонавта из инсталляции Олега Кулика под плафоном, которые со временем распишут под старину. Но тут же отличные работы Любови Поповой и Варвары Степановой, «Цветодинамическое напряжение» Александра Тышлера – по сути, классика околореволюционных лет. Дальше классики андеграунда Юл Соостер, Лидия Мастеркова, Эрик Булатов, Франциско Инфанте, Виктор Пивоваров – все с первоклассными работами. Выставка дополнена отличным каталогом, который, как нынче принято, больше похож на роскошный каталог, изданный «КнигойWAM», которая, кроме высокого полиграфического качества, ничего не признает.

Эрик Булатов с супругой и Слава Лен

Тут тебе классический Семен Файбисович с перестроечным гиперреализмом и автопортрет Сергея Мироненко в четырех частях того же времени, Айдан Салахова и фотографии Сергея Браткова, инопланетянин Андрея Бартенева, советующий: «Не болтай!» и «Битва российских с советскими» Константина Звездочетова. Перечислять можно долго, но выставлены все, кто на слуху и в цене – и именно теми работами, которые более всего репрезентативны. Можно сказать, что коллекция фонда «Екатерина» встроилась в процесс музеефикации современного искусства. В общем-то, это первый случай, когда подобное частное собрание выходит из приватной тени на публику. Сама экспозиция, прихотливо выстроенная чуть ли не в форме лабиринта, где за каждым углом зрителя ждет очередной художественный удар, придает залам фонда вид, соотносимый с лучшими выставочными площадками Москвы. Здесь будет демонстрироваться и собственная коллекция супругов Семенихиных, и выставки. Так, большую выставку Владимира Янкилевского покажут в фонде «Екатерина» с середины апреля, а летом она переедет в Русский музей.

Обезьяна и футбол

Интервью на ходу с Владимиром Семенихиным.

- Давно коллекционируете живопись?

- Уже, оказывается, давно. Все время отвечал, что я – молодой коллекционер, а вот уже двенадцать лет, - с 1995 года.

Игорь на фоне уродов

- Помните, с чего началась коллекция?

- Коллекция началась с жены. С того, что я нашел свою замечательную Екатерину. Потом у нас появилась великолепная квартира. Потом туда пришли друзья и сказали, что все хорошо, но стены пустые, не хватает хорошей живописи. А, если помните, 1995-96 годы это время первого всплеска цен на классическую русскую живопись XYIII-XIX веков. Когда оказалось, что по цене хорошей картины можно купить квартиру, например. И прежние хозяева этих картин стали их продавать за эти большие деньги. Появилась возможность приобрести настоящие шедевры. Так в моей коллекции появился Шишкин, которому завидовала Третьяковская галерея, тоже пытавшаяся его купить. Так появился совершенно великолепный Щедрин, который был на хранении в Русском музее, но бывшего владельца реабилитировали, и его сыну были вынуждены вернуть из трех картин, кажется, одну, и он тут же мне ее продал.

Слава Лён и космонавт Кулика

- Нынешняя выставка представляет коллекцию живописи ХХ века.

- Да, наша коллекция отличается тем, что мы не зациклены на каком-то одном периоде. Бывает, что человек собирает только «Бубновый валет», потом продает все и переходит на что-то другое. Мы же от классической живописи перешли к театральным художникам 1920-х годов, собирали живописцев «Бубнового валета», при этом я мог купить две замечательные работы Поленова, принадлежавшие императору Александру III. При этом мы начали коллекционировать «шестидесятников», когда были живы еще те из них, кто сейчас, к сожалению, ушел из жизни. Они при советской власти были изгоями, андеграундом, но сейчас это классика, на всех аукционах они первые. Тогда же мы начали присматриваться и к актуальному искусству, которое поначалу, конечно, заставляло насторожиться. Но мы работали с галеристами, с дилерами, и могли приобретать лучшее из того, что выставлялось.

Галя Шевелева и Анна Свергун

- Кто вам помогает составлять такую коллекцию?

- Консультантов у нас всегда было много, но окончательное решение мы принимаем самостоятельно. Мы с женой покупаем только то, что нам самим нравится. Причем, если у нас с ней возникают разногласия по поводу какой-то работы, то когда ей не нравится, мы работу не покупаем. Если я не уверен в произведении, но она его одобряет, всегда покупаем. Когда работаем с нынешними художниками, смотрим, чтобы это была работу в полную силу этого мастера, иначе приходится отказываться.

Слава Лен и Ленин с Джакометти

- Сколько всего у вас работ?

- Количество в каждый данный момент трудно определить, - одно приходит, другое уходит. Сейчас у нас порядка 500 - 550 работ. Конечно, пока у нас некоторый перекос в сторону живописи. Мало графики. Кстати, в 2008-2009 году собираемся провести выставку произведений декоративного искусства в Иваново. Если президент сказал, что надо развивать культурный туризм в стране, то мы тоже посильно примем в этом участие.

Тут было, есть и будет все