20 ноября 2006 года

Калмыков в ГМИИ

Семен Михайловский и Иосиф Бакштейн

Понедельник надо встречать, завтракая в «Пушкине». Казалось бы. Туда был приглашен на завтрак по случаю презентации будущей выставки Modus R. Она будет как бы на Арт-Базеле, но на том, что будет проходить в Майами в первой декаде нынешнего декабря. Выставка называется «Русский формализм сегодня». Вроде бы должны были быть молодые художники, но будут и немолодые типа Осмоловского, Бугаева-Африки, Алимпиева и других. Хотя хозяевам, что молодые, что немолодые, они русских никаких не знают. На самом деле это проходит в развивающемся районе Майами, где за счет всяких выставок Йоко Оно и Центра Помпиду хотят сделать район модным и престижным для жизни в нем. Ну, а у наших цель, - таким боковым путем протыриться на сам Арт-Базель, куда пока допускают только галерею XL.

Спонсоры Александр Есин, Свен Гундлах и другие за скудным завтраком в Пушкине

Такая вот диспозиция была утром в кафе «Пушкин», месте пафосном, но не особенно мне нравящемся по еде и обслуживанию. Ни еды особой, в этот раз даже кофе или чая не дождался и ушел. На человек десять организаторов, мне показалось, было человек пять журналистов, хотя стол предполагал вдвое больше, как минимум, участников. Темный подвал, вот и все. Организатор этого дела Семен Михайловский рассказал, что будут участвовать 19 художников плюс спецпроект «Пила», задуманный Андреем Филипповым еще году в 1989-90-м в виде эскиза, потом в виде 5-метрового макета, и вот теперь он явит себя в нержавеющей стали высотой в 9,5 метров. Идея «Пилы» будет заключаться в сходстве с зубцами кремлевской стены.

Иосиф Бакштейн и Свен Гундлах

Тут же сидели спонсоры, из которых по имени знал Свена Гундлаха. Тут же был Иосиф Бакштейн, так как в рамках этого фестиваля в Майами будет и презентация московского биеннале. Достаточно сказать о бюджете этой бодяги, - цифру которого не назвали, сказав лишь, что пяток «Феррари» можно купить, то есть миллион долларов. И это, мол, должно быть рядовым событием, которых штук шесть в год в разных странах мира должно случаться. Идея была Ника Ильина, отвечающего за корпоративное развитие фонда Гуггенхайма по странам Европы и Азии, и получившего, кстати, недавно из рук президента РФ орден Дружбы народов. Еще и, наверное, в качестве сына Владимира Ильина, того еще мыслителя.

Боровой Константин на выставке Калмыкова

В общем, некоммерческий проект в коммерческой ярмарке, - битва за известность в мире современного искусства. Четверо из художников будут творить свои произведения прямо на месте. Тер-Оганьяну, насколько я понял, будет творить живопись по асфальту, то есть в зале еще и асфальт надо будет положить. Что такое R – в названии, мнения разделились. Кто-то думал, что Россия, но, оказалось, что Революция, Реконструкция. А, на самом деле, конечно, спекуляция на «русском формализме», к которому нынешние участники никакого отношения не имеют. Дизайн всей нашей экспозиции сделал Сергей Мироненко. Кстати, на время ярмарки, можно будет смотреть частные коллекции современного искусства в местных домах, специально открытых для общих посещений. В общем, чего мне сказали, то я, немного поев, впрочем, без всякого куража, поскольку компания была почти что чужая, - и передал. И пошел дальше.

Сергей Хачатуров и Александр Панов на выставке Калмыкова

А именно, - с заездом, конечно, домой, душем и описанием предыдущих хождений, - на выставку Сергея Калмыкова в ГМИИ им. Пушкина. Еще подходя к музею, встретили Алешу Мокроусова, который был на брифинге со всеми журналистами и на грядущий фуршет не остался, поскольку торопился на концерт Шостаковича, недавно обретенный Геннадием Рождественским, который и должен был им дирижировать. Между делом обмолвился, что Раф Шакиров, который будет новым главным редактором нового «Нового времени» сказал, что информация, которую будут печатать в том же отделе культуры, должна не браться с информационных лент, а попадать со страниц журнала на эти ленты.

Открытие выставки Калмыкова

Запомнив это, мы пошли на выставку. О Сергее Калмыкове я слышал от Давида Маркиша лет пять назад, когда он устраивал презентацию своего проекта в Арарат-Хайатт. Тогда он создал со своим американским кузеном фонд Калмыкова, писал о нем роман, пытался сам пробиться с его картинами в ГМИИ им. Пушкина. Калмыков – чудаковатый художник из Алма-Аты, которого описал Юрий Домбровский в «Факультете ненужных вещей». На самом деле он был «последним авангардистом первого призыва», учился у Петрова-Водкина, который «списал» у него идею «Купания красного коня», в благодарность изобразив самого Калмыкова в виде голого юноши, который на картине виден со спины. Считается, что после революции Калмыков понял, к чему дело идет, и сперва поехал в Оренбург, а потом и в Алма-Ату. Жил нищим, считался сумасшедшим, но умер своей смертью в 1967 году, 76-ти лет от роду.

Солистка Большого театра, замечательно певшая на открытии выставки

На открытии была хранительница фонда Калмыкова в Казахском музее, где хранятся, если не ошибаюсь, 1111 его работ. Была жена казахского посла в Москве. Был В. В. Марьяш из галереи «Новый Эрмитаж – один», который и показывал имеющиеся у него работы Калмыкова. Судя по оброненным им на открытии словам, что «те, кто сейчас подделывает работы Калмыкова, лучше бы изучили его творчество», возможно, он имел в виду именно Давида Маркиша как противоборствующую «фракцию калмыковцев». Впрочем, коллекция Маркиша, которую тот показывал еще и в Белом зале Дома кино на презентации своего романа, напечатанного в «Октябре», выглядит не менее презентабельной, нежели та, что была показана сейчас в ГМИИ им. Пушкина, подтверждена каталогом, а, в основном, состоит из «гравюр на картоне», фотографий разворотов рукописных альбомов и не очень внятных рисунков. Арт-критики, как, например, Сережа Хачатуров, были в полном недоумении. Какие-то «космические» каракули. А на самом деле, - дрожащая линия а ля Пауль Клее, свой фантастический мир в годы войны, в который надо вникать, заодно поднимая цену на арт-рынке и борясь с конкурентами.

Афиша выставки Калмыкова в Греческом зале

Вот деятели из «Нового Эрмитажа – один» и нашли мощных спонсоров и покровителей. Выставка в зале при Греческом дворике продлится почти месяц – до 17 декабря. Выпустили каталог. Устроили отличный фуршет. Чего же боле. Гале на фуршете понравился очень галстук Саши Панова. Тот рассказал, что получил его, составляя «русскую коллекцию» шведского «Абсолюта». Галстук ему с любовью вручил сам Жан-Поль Готье, но, боясь за свою невинность, Саша галстук взял, а любовь отверг и позорно бежал в сторону.

Вот они, организаторы выставки Калмыкова

Пошли домой и мы. По дороге я позвонил по неслучившемуся делу Василию Аксенову, узнав, что тот только что сдал не только роман в ЭКСМО, но и книгу стихов с комментариями в «Вагриус», и до середины декабря будет в Москве, а потом опять сюда вернется. Вот ведь, подумал я, кто же и нужен Рафу Шакирову с эксклюзивной информацией, как не мы с Галей, да еще с фотоаппаратами. Где еще узнали бы читатели о книге стихов Аксенова, о написанной Кимом и Дашкевичем опере «Ревизор», о книге про Александра Таирова, которую в марте сдаст для серии «ЖЗЛ» Михаил Левитин, хотя не написал пока еще ни одной строчки. И кучу других новостей из около- за- и подкультурной жизни.

Александр Панов пытался съесть галстук Абсолюта от Жан-Поля Готье