9-10 ноября 2006 года

Christie’s в Самаре

 Галя и Дама с веером Бакста

Я и так не особенно люблю куда-нибудь ездить, памятуя об истине, что хорошо там, где я есть, а уж ездить один - категорически не согласен. Очередной жертвой этой установки стал аукционный дом Christie’s, пригласивший журналистов в Самару на открывающийся там предаукционный показ картин русских художников. В итоге, они согласились, чтобы мы поехали вместе с Галей. Особо лишних расходов мы вряд ли вызвали, поскольку и так жили вдвоем в одноместном номере гостиницы «Россия» на берегу Волги, ну а то, что сутки проживания там стоят почти сто долларов, это уж не наша вина. Тем более что сутки в Турции, которые обходятся раза в два дешевле, примерно раза в три комфортнее, тут и сравнения быть не может.

Пресс-конференция - Михельсон говорит и другие

Итак, встали рано, и уже в семь утра Юля повезла нас с Галей во Внуково, там мы попили чай и купили Гале красивые побрякушки, потом взяли билеты и с группой отправились на Як-42. Среди знакомых оказались Алла Болотова, с которой я работал в «Независимой», Лера Галлай, хорошо известная нам еще по «Общей газете», Маша Агиянц, которой я недавно дал в «Профиль» интервью с Инфанте. Остальные были галеристами, искусствоведами и иностранцами, периодически мелькавшими и исчезающими, - Марина Лошак, Володя Овчаренко, Евгений Березнер, Михаил Каменский и другие. Их везли по какому-то иному распорядку, включая более важный салон в самолете.

Тизенгаузен Алексис на фоне Рериха

Когда подали многообразный завтрак на подносе, я впервые услышал это волшебное слово «Новатэк», который нас кормил и привечал, а вовсе, конечно, не Christie’s. «Новатэк» - газовая компания, уже подпирающая снизу «Газпром». Потом всплыло имя Леонида Михельсона, председателя директоров «Новатэка», организатора всех его побед. Мало того, что его организация помогает деньгами ансамблю «Солисты Москвы» Башмета, Русскому музею и организует всякие выставки, вроде «Крестьянский мир» в ГИМе или, наоборот, сокровища Кремля – в Самаре. Он еще и начал, как это сейчас в моде, собирать русскую реалистическую живопись – от Шишкина и Айвазовского до их свежих подражателей уже наших дней. В прошлом году он открыл в центре Самары галерею «Виктория» - как нынче говорят, вполне европейского уровня. Для начала выставил свою коллекцию и выпустил каталог, который мы проглядели минут за десять и все сразу поняли. В общем, и люди из русского отдела Christie’s тоже, видно, не теряли надежды найти в Л. Михельсоне и его друзьях своих будущих покупателей. В связи с чем и привезли в Самару на показ 23 лучших картин из 235 лотов будущих русских торгов, которые пройдут 29 ноября в Лондоне.

Ксения Басилашвили и Людмила Маркина из Третьяковки

Если говорить о деле, то показалось, что нас привезли всего на полчаса пресс-конференции. Вопросы задавали только местные журналисты и Ксюша Басилашвили, записывавшая ответы для эфира. Спрашивали, не собирается ли Михельсон что-нибудь подкупить для своей коллекции. Особенно на фоне цен от десятков тысяч долларов за какой-нибудь этюд или набросок до миллиона с лишним за картины Машкова, Бакста и, натурально, Шишкина с авторским повторением «Соснового бора под Вяткой», который блистает в Третьяковке. Спрашивали, не собираются ли музеи купить что-нибудь, на что представительница Росохранкультуры по Самаре дельно заметила, что музеи настолько набиты произведениями такого же уровня, что зрители и так никогда все не увидят. Имеет ли смысл забивать запасники да еще за такие цены? Ну, и так далее.

Михельсон Леонид, глава Новатэка

Глава отдела русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен рассказал, что когда он двадцать лет назад пришел на эту должность, Левицкий стоил 6 тысяч фунтов, Репин 10 тысяч, Айвазовский от 10 до 20 тысяч фунтов, и было большой проблемой все это продать. За последние десять лет цены выросли на пару порядков. Старые собиратели сходят со сцены перед натиском тех, кто начал вкладывать деньги в русское искусство в самые последние годы. Кто-то кусает локти, что не покупал недавно за бесценок то, что буквально валялось под ногами, никому не нужное. А новые картины на продажу приходится выискивать по всему свету – Репина в Нью-Йорке, Сомова под Парижем, Леонида Пастернака где-то еще в Америке, Рериха в Калифорнии, большую русскую коллекцию в глубинах Японии. В общем, Алексис Тизенгаузен, получивший образование в Париже, сегодня живет полной жизнью.

Людмила Маркина из Третьяковки оценивает сомовский портрет племянника

Пресс-конференцию спешили закончить минут за сорок вместе с «фуршетом», поскольку где-то за кулисами предстоял прием примерно на семьдесят достойных персон, в чье число мы уже не входили. Я, «как большой», тащил с собой в поездку новый фотоаппарат “Nikon”, но сделал им всего пару десятков снимков вместо пятисот. Нас отвезли в гостиницу «Россия» на берегу Волги. Первое знакомство с номером всегда приятно. Конечно, не Турция, хоть и стоит порядка ста долларов в сутки, включая завтрак утром, бесплатный сок с чаем в буфете и пару бутылок с минералкой в холодильнике. После душа переходим через двор в ресторан «От заката до рассвета», где нам накрыт «дежурный» ужин – с бутылками водки, красного и белого французского вина и пресс-секретарем «Новатэка», доверительно рассказывающего о компании, ее главе и замечательных людях, работающих от Самары до Ямала. Сами они, конечно, сидят в столице в районе «Клуба на Брестской». Ну а то, что все вокруг Михельсона видом сущие советские гебисты из старых фильмов, об этом можно и не упоминать.

Игорь в самолете

После ужина, который, может, был бы и хорош, если бы не подавался так вяло и долго, мы пошли погулять по городу. Волга была темна, набережная тоже, зашли в магазин продуктов, обнаружив, что цены те же, что и в Москве, если не выше. Добрались до центральной Дворянской улицы, она же, имени Куйбышева, - здесь все в двойных наименованиях. Люди на улице были, хоть и немного, в основном, молодые. Мы зашли в приятное кафе «Сладкая жизнь», съев пирожное и выпив чашечку кофе, потом вернулись в гостиницу. Жизнь, кажется, налаживалась.

Журналистки из Москвы - Маша Ганиянц, Алла Болотова, Лера Галлай

Утром был автобус до аэропорта, сбор всей группы, обратный путь на самолете во «Внуково» с непрерывной едой и питьем. В Москве всю ночь валил снег, аэропорты не принимали, утром был глубокий туман, самолет летел вместо полутора часов – два, видимо, кружа над Москвой в ожидании разрешения на посадку, каковую и получил. Довольно скоро мы уже были дома, как-то даже не слишком веря, что еще накануне утром ушли отсюда. А на столе уже лежало приглашение в Манеж на 10-летие Московского Дома фотографии. Жизнь довольно быстро продолжалась.

Галя и картина Сомова