21 сентября 2006 года

Лицо ГИМа

Чем ближе к Кремлю, тем бездарней

 Третий ряд охраны ГИМа и есть его ГБ-лицо

Конечно, бродя по всяким вернисажам и презентациям, натыкаешься на места чудовищные. Среди них бесспорным чемпионом является, конечно, Исторический музей.

Ну никто не хотел говорить, сокрушался Шкурко

Сколько раз уже зарекался туда ходить, а все дурная башка ногам покоя не дает. И ведь сам Исторический музей отбивает желание туда ходить. Кажется, не меньше трех раз меня вовсе туда не пускали, несмотря на редакционное удостоверение и аккредитацию.

Книгу можно только посмотреть и купить за 3 тысячи

Помню, как с Галей решили пригласить туда Таню Щербину и Сашу Тягны-Рядно на «ночь открытых музеев». Так охранник умудрился даже в открытый для всех музей не пустить под предлогом, что прессу пускали уже час назад. А когда на наших глазах туда не пустили Юру Арпишкина из «Московских новостей», причем, в присутствии тамошнего пресс-секретаря, я окончательно решил, что ноги моей там не будет. Поскольку журналистов они не пускают, но столько «халявы», сколько я вижу там, больше нигде нет. ГИМ и в этом чемпион.

Шкурко Александр дает уроки жизни молодым журналистам

Но «Отелло, - как говаривал Пушкин, - не ревнив. Отелло доверчив». Вот и я в очередной раз доверился и был наказан. И событие-то какое: в кои веки Государственный Исторический музей (ГИМ) сподобился издать альбом, себе же посвященный. Нашли приличное издательство «Интербук-бизнес», которое собралось открыть ГИМом целую серию «Государственные музеи России». Наверняка и вспомоществование выбили из государства, поскольку на презентации была дама из Федерального агентства по печати. И спонсорских денег, небось, набрали. Но ведь, как говорится, берешь чужие деньги, а отдавать-то надо те, что уже как бы и свои.

Татьяна Метакса и Геннадий Попов из Интербука

Короче, в зал набилась тьма самого разного народа. Директор ГИМа товарищ А. И. Шкурко давал слово разным ораторам, но те более двух слов связать не желали, и заседание уложилось минут в пятнадцать. Шесть официантов разлили в пятьдесят пластмассовых бокалов вино из шести бутылок красного вина. Книгу немногим журналистам не дали наотрез. Благо, привезли всего 50 экземпляров, которые якобы уже раскупили по цене 3000 рублей за том (это с 20% скидки, так он стоит 3800 рублей). А больше подвезти никак не могли, поскольку в Манеже мэр Москвы Лужков праздновал ближе к вечеру свое 70-летие, и всю Манежную площадь, а заодно и Красную оцепила милиция, и машины не пропускала. Поскольку в «Интербуке» меня знали, кажется, еще по рецензии на роскошную книгу, посвященную путешествию Марко Поло, то готовы были предложить… английский вариант издания, но на кой он мне. Смотреть фотографии черепков?

Каменные бабы и милиционеры режимного исторического музея

По поводу этих черепков очень волновался директор «Интербука» Геннадий Попов. Он, бедолага, все надеется на коммерческий успех издания, и отбивался, как мог, от того, чтобы напечатать в книги репродукции всех черепков, что предлагал музей. Постепенно 1200 слайдов, приготовленных к публикации, рассосались до 850-ти, но все равно было много. Баталии, видно, шли нешуточные. Поскольку главы альбома были посвящены отделам ГИМа, то, например, отобрали репродукции керамики. А издатель и говорит, - публично жаловалась на презентации сотрудница музея, - а где скопинская керамика? Пришлось пойти на компромисс и напечатать разворот, посвященный «этой дряни» (читались подтекстом ее витиеватые слова о «взаимном сотрудничестве»).

И милиция, и Москва,и Лужков - все в тумане

Итог краток. Ну, не дали мне альбома, мне же легче, - не надо его читать, потом писать о нем рецензию. ГИМ, наверное, правильно делает, что старается держаться подальше от этих журналистов, от прессы. Помнится, у них там целый отдел старинных тканей разворовали (то, что осталось после сытой-пьяной моли). Заведующий отделом купил себе квартиру, машину, дачу (это на фоне нынешних разговоров о пропажах в Эрмитаже). Товарища, кажется, уволили по-тихому, а директору Шкурко даже не поставили на вид. Мало ли у него еще отделов.

Орлы и люди

В общем, Исторический музей с Александром Шкурко, да еще Третьяковка с Валентином Родионовым, это, конечно, заповедники то ли былой советской, то ли будущей советской жизни. Провинциальное руководство себе на уме да бедные творческие лошадки, которые везут свой груз внизу музейной пирамиды.

Над Москвой сгущаются тучи странного формата

Когда выходили из музея, я увидел на стене очередное траурное сообщение, что на 86-м году жизни неожиданно и скоропостижно скончалась еще одна сотрудница ювелирного отдела ГИМа. Судя по присутствующим на открытии, это примерно средний возраст нынешнего музея. И насчет коммерческого успеха издания директор «Интербука» не зря беспокоится. Галя к дню рождения Павла купила там же за 700 рублей роскошный альбом «Панорама Средневековья», перевод с английского. Это, конечно, не наши старые пистолеты, иконы и страницы рукописных и старопечатных книг – за 3800 рублей том. Как посоветовал собравшимся замдиректора ГИМа Вадим Егоров: «купите эту книгу и передайте ее по наследству своим детям». Да, этот Исторический музей, пожалуй, так и останется в своем безмятежном прошлом.

Лицо ГИМа