19 сентября 2006 года

Эрик Булатов в ГТГ

Эрик Булатов на фоне названия

Объявленный новый классик обжалованию не подлежит

Эрик Булатов на фоне работы Вот

Широко анонсируемую выставку Эрика Булатова в Третьяковке на Крымском валу, как едва ли не главное событие к 150-летию главной галереи страны, я воспринимал поначалу с изрядным скепсисом.

Фуршетный зал перед началом

Слишком хорошо помнил его работы типа «Слава КПСС» на фоне неба или «Иду» на фоне того же неба. Кажется, еще Николай Филипповский печатал их на обложке своего журнала «Человек и природа» в конце 80-х. Какая уж тут классика. Чистой воды и чистого неба концептуализм.

Булатов Эрик на фоне автопортрета 1968 года

Но человек я внушаемый, и, грешен, общее возбуждение довольно скоро передалось и мне. Мы с Галей вообще собирались быстренько побыть на пресс-конференции, а потом пойти на презентацию альбома Кати Голицыной в античный дворик ГМИИ, на выставку старых открыток Немецкой слободы в музее народного творчества на Делегатской в присутствии посла Германии, потом в Гостиный двор на выставку охотничьего оружия, да мало ли что бывает в Москве в теплый вечер начала осени.

Мизиано Виктор и картина Булатова Иду

Но, увидев множество накрытых столов в преддверии будущего фуршета на всем первом этаже Третьяковки на Крымской, сильно задумались и в своих планах пошатнулись. Особенно я. Галя же, забегая вперед, еще успеет на такси быстренько съездить на выставку Кати Голицыной, отдать ей несколько экземпляров «Российской газеты» с моей статьей о ней, выпить голицынского шампанского брют, взять альбом с Катиным автографом и вернуться ровно к концу торжественного открытия.

Булатов Эрик улыбаясь

Но это потом. А сначала мы взяли альбомы Эрика Булатова, побыли на пресс-конференции. Атташе по культуре Жоэль Бастенер сказал, что у Франции есть большая традиция давать приют русским художникам и политическим эмигрантам. Эрик Булатов потом скажет, что эмигрантом он вообще себя не считает. Просто советская жизнь, когда приходилось полгода тратить на зарабатывание денег детскими книжками, которые он делал с Олегом Васильевым, мешала чистому творчеству. А в Париже после большой выставки 1988 года в Центре Помпиду ему были созданы для этого все условия. Вот они с женой и решили уехать туда работать. Нынешнюю российскую жизнь он воспринимает пока еще с трудом, островками понимания. Может быть, постепенно переберется обратно работать, благо энергия тут так и хлещет.

Максуд Фаткулин и Владимир Тарасов

Потом на фуршете мы разговоримся с Алешей Беговым как раз об этом. Он получил во Франции гражданство, - один случай на миллион, - у него есть меценат, который покупает его работы и поддерживает его. У него родился во Франции сын Иван и рвется туда учиться и жить, - здесь он, кажется, только пошел то ли в первый, то ли во второй класс. В общем, судя по всему, жена с сыном уедут в Париж, а он будет ездить туда-сюда, поскольку там скука скучная, а здесь энергия, небо, люди, интересно же.

Ольга Свиблова и Эрик Булатов касаются лбами

Тем временем, Андрей Ерофеев рассказывал, что в России как-то пропал главный современный художник. Путин едет на встречу большой восьмерки, а ему и показать некого, не позориться же с Церетели, и он везет показывать Пластова, давно умершего. А вот вам, пожалуйста, и живой классик, - Эрик Булатов, который подходит и по всем творческим и профессиональным статьям, и по человеческим. Типа, кушайте на здоровье совершенно новые формы старой станковой картины.

Валерий Черкашин со звездой Брежнева в ухе

К выставке был еще снят почти двухчасовой фильм разговоров с Эриком Булатовым в Париже и в Москве. Он будет показываться специально, начиная с 3 октября в конференц-зале. Короткий 13-минутный ролик этого фильма демонстрируется в зале, где выставлены картины. Потом будут и лекции, и обсуждения, и круглые столы, и выступления самого художника.

Митта Александр по пояс, на фоне картины Хода нет

А пока что все, окружив Эрика Булатова, поднялись в залы, где он стал рассказывать о своих основных работах, о том, как стремился передать свой опыт пространства, света, игры с буквами, которые то выворачивают пространство картины на зрителя, то втягивают зрителя в себя. Показал работу «Вот», по которой названа вся выставка, - с нее экспозиция и начинается. Тут подошел Слава Лён, давно с Эриком знакомый и сказал, что у Хайдеггера понятие «вот» играет важную роль, и Эрик Булатов подтвердил, что Хайдеггера очень любит.

Слава Лён и Эрик Булатов в профили

Ранние работы в духе учебы у Фалька, с которого в конце 50-х и начинался булатовский нонконформизм, он пропустил. Перешел к своему автопортрету 1968 года, где фотографы вдоволь его нащелкали. Потом показал другие свои работы, портрет Всеволода Некрасова, «Иду», «Славу КПСС», «Нет входа», «Не прислоняться» и так далее. Потом все разбрелись смотреть его детские книжки, где я увидел человека с лицом спонсора, который, посмотрев на витрины с книжками, воскликнул, обращаясь к своей спутнице: «Он и это делал? Так это же мои любимые в детстве книжки!»

Рубинштейн Лев на фоне картины Булатова

Когда я рассказал это Гале, она напомнила, как в детстве приносила из библиотеки нашим детям все эти книги, которые – эвон как, - делал концептуалист Эрик Булатов с Олегом Васильевым, ныне проживающим в городе Нью-Йорк. А вот друг и поэт Всеволод Некрасов, как выяснил Слава Лён, заболел.

Файбисович Семен на фоне картины Булатова

Потом Галя на время уехала к Кате Голицыной, мы со Славой Лёном прошлись по чудесной выставке русской деревянной скульптуры, где и Иван Ефимов, и Коненков, и Голубкина, и кого только нет, а начинается все с академика Сахарова, который, задрав одну ногу, тянет тачку.

Лён Слава и Сахаров на тачке

А, тем временем, подоспело открытие выставки, и народ пошел таким валом, что даже интересно стало. Кинорежиссер Александр Митта с лысой девушкой, ударник Владимир Тарасов, поэт и художник Дмитрий Пригов, искусствовед Виктор Мизиано, скульптор Леонид Баранов, - как всех перечислить?

Пригов Дмитрий Александрович сложив молитвенно руки перед собой

Ник Ильин и Владимир Немухин, Алеша Мокроусов и Евгений Дыбский, приехавший накануне из Кёльна, Франциско Инфанте и Александр Пономарев, Лев Рубинштейн и Семен Файбисович, Виолетта Литвинова и Светлана Конеген, - французско-английская речь слышалась со всех сторон. Теле- кино- и фотокамеры в огромном количестве. Толпы интеллигентного народа, который, осмотрев экспозицию, тихо перетек на первый этаж, кто-то вытек в небольшой сад, где были те же столы с закуской, шампанское и соки. И, приятно общаясь, покушали немного и, усталые и довольные, пошли потихоньку домой.

Булатов Эрик на фоне своей картины восходящий герб СССР