28 августа 2006 года

Модерн Кати Голицыной

Модерн Кати Голицыной

Фотографика ученицы Брайнина сменила в ГМИИ выставку Фостера

 Катя Голицына и модерн

Выставка фотографики московского модерна Кати Голицыной под названием «Природа линий», открывшаяся ко дню города, продолжает архитектурные экспозиции Пушкинского музея. Так получилось, что она пришла на смену знаменитому Норманну Фостеру, хотя и не в роскошном Белом зале, но во вполне престижном 31-м зале в Греческом дворике.

Владимир Брайнин и Леонид Семейко

Для 42-летней художницы это, кажется, как раз 42-я «основная выставка», если верить небольшому рекламному проспекту, - каталог обещан немного позже, как и соответствующая его презентация. Но выставок, конечно, намного больше, Катины картины входят в большую моду. Достаточно сказать, что текст предисловия в каталоге писал академик Дмитрий Швидковский, на открытии, среди прочих, выступал легендарный среди искусствоведов Вадим Полевой, текст к видеофильму, который непрерывно крутят в зале, читает актер Александр Филиппенко, а на переходе от Греческого дворика к Итальянскому после открытия выставки рекой лилось Голицынское шампанское из Крыма.

Фотографика и фотография внизу

Как известно, модерн, как и Довлатов, чье 65-летие будет праздноваться через несколько дней, «зазнался после смерти». При жизни его считали чем-то вроде дикой прихоти зажравшихся буржуазных эстетов, нарушением всех правил гармонии. Сейчас ностальгически наслаждаются его обращением к приватному человеческому общению, а не государственному «большому стилю», нагрянувшему сразу после него. Выступавшие перед открытием, как, например, посланец ГЦСИ искусствовед Виталий Пацюков, обыгрывали слово «линия» в названии выставки, то продолжающую античную линию, то линию Палладио, которому иной раз хватало ее одной для полного эстетического счастья окружающих, то вспоминали Павла Флоренского, для которого линия соединяла точку и волну. Все отмечали, что любовь Кати Голицыной к модерну, как и в одной из прежних ее серий – к подлинной послепожарной Москвы классицизма, - лежит вне суетливой моды, и уж тем более обзора достопримечательностей, а вполне сосредоточена на решении художественных задач. Внушенных, как сказала сама художница, ее учителем Владимиром Брайниным. И повторила слова Поля Валери, что живопись дарит вещь такой, какой она была видена один-единственный раз – с любовью.

Валера Черкашин смотрит на летающий Пушкинский музей

Всего на выставке представлено около полусотни работ. Как правило, какой-то архитектурный фрагмент или композиционный вид, а внизу висит небольшая фотография дома, с которого она была сделана. Бывший здесь же знаменитый фотограф Виктор Ахломов, который живет вместе с Катей Голицыной в одном и том же кооперативном доме (хоть и в разных подъездах) в Угловом переулке, некогда построенном от Союза журналистов, но приютившем и многих знаменитых художников, открыл секреты ее ремесла, которому сам отчасти ее поучил. Сначала она делает фотографию, небольшой отпечаток, по которому потом рисует, а затем репродуцирует получившуюся картинку в большом негативе, который уже и печатается. Заодно вспомнил ее папу Андрея Кирилловича с многочисленным потомством, вспомнил вновь обретенный рядом с домом старообрядческий храм, совсем недавно занятый в течении сорока лет мастерской скульптора Никогосяна Николая Багратовича, которому взамен старой Зураб Церетели выделил роскошный особняк, да и много чего еще вспомнил, но это уже было позже, под шампанское.

Катя Голицына и Владиимр Фролов

Сама же художница не столько принимала поздравления и цветы от многочисленных друзей и родственников, сколько давала бессчетные интервью для газет, журналов, радио и телевидения. Рассказывала и о печальной судьбе архитектурных памятников, включая знаменитый дом Веневитинова, от которого остался, кажется, один только фасад, за которым в руинах живут бомжи, о друге и учителе Брайнине, о фотографиях Пальмина в альбоме «Русский модерн», о своем любимом фотографе Себастио Сальгадо, о том, что крутилась вокруг десятка-другого одних и тех же домов, цитировала к месту того же Поля Валери, что только когда берешь карандаш в руки, только тогда и видишь по-настоящему вещь, рядом с которой мог жить десятки лет.

Виктор Ахломов и модерн Кати Голицыной

Да и впрямь, что еще любить в этой жуткой Москве, в которой нельзя жить, но можно только пересекать ее в метро или в автомобиле, не гулять и дышать, а затворяться то в доме, то на презентации, - только модерн еще и остается. Где фрагмент оставшейся кованой ограды, где кривая линия оконного проема, где вид из окна напротив, где фрагмент интерьера, где лепная деталь, которые, кажется, остались уже только на живописных полотнах того же Владимира Брайнина. Ну да, беглецы в иную реальность, чего с нас еще взять.

Владимир Брайнин и Катя Голицына

Тем временем Голицынское шампанское продолжалось литься рекой. Валера и Наташа Черкашины рассказывали, как два дня назад приехали из какого-то болгарского фотографического лагеря на берегу Черного моря, как сделали там серию «Летающий лагерь», какие свободные нравы были в этом странном месте, где только они ложились спать до полуночи и приходили потом на завтрак, однако никаких происшествий там не произошло. Володя Брайнин жаловался, что с его большой выставки в Новом Манеже больше десятка картин уехали в Японию, и он даже не видел каталога, полтора десятка – в Америку, но там, кажется, ничего не получилось. Сын Кирилл, которому 27 лет, уехал два назад в Ливан брать интервью у Насраллы для воскресной программы на первом канале, - и он беспокоится. Татьяна Пелипейко с «Эха Москвы», вспоминая свой экстремальный журналистский опыт в Сербии, утешала, что все обойдется, у нее даже была где-то памятка, как вести себя при артобстрелах. И так далее. В результате, мы так набрались с тусовщиком Петром Михайловичем, что сначала потеряли Феликса Березнера, потом потерялись друг с другом, и в итоге я добирался домой часа три, не меньше, попав во все пробки на дорогах и во все канавы по их обочинам.

Галя, Витя Ахломов и Таня из Дома фотографии

Нет, в этом городе нельзя жить. Если это модерн, то, что же классицизм?

Катя Голицына принимает поздравления